Ювелирис Браве Из Империи Адамант

ПРО БАЛАНС


Сегодня я хочу написать про очень важную, лично для меня, тему – про баланс собаки. Вы можете соглашаться со статьей или нет – ваше право. Сразу скажу – здесь описано сугубо мое видение, наблюдения и опыт. За аксиому, теорему, непреложную истину прошу не принимать. И еще одно – использовать научную терминологию я не буду – буду называть все теми терминами, которые «придумались» у меня в голове, и, соответственно, при необходимости их расшифрую. Потому, что так, мне кажется, читаться будет намного проще и удобоваримей.

Из империи Адамант корги



Итак, про баланс. Многие заводчики, хендлеры неосознанно (или осознанно) отмечают для себя то, что им наиболее важно в шоу собаке. Про психику мы сейчас не говорим, только про строение собаки. Кто-то смотрит на голову, кто-то на углы, линию верха, на тип и т.д. Почти у всех есть такой своеобразный «пунктик». Для меня это БАЛАНС. Лично я понятие баланс разделяю на три категории, и все три для меня важны.

Обо всем по порядку.
«Баланс сложения» — назовем это так. Тут в принципе все ясно, как божий день. Многие не раз слышат или употребляют фразу – сбалансированная собака. Т.е. гармоничная. Это когда общий вид собаки не вызывает желания приклеить ей хвост от другой собаки или визуально «обрезать» лишнего тут или там. Притом, что собака может иметь массу недостатков – коротковатую голову (на примере цвергшнауцера), длинноватую поясницу и прочее. Но смотришь на облик собаки – ничего лишнего, пока не начинаешь разбирать по статям). Или наоборот, собака может иметь супер породную голову, отличные углы, но выглядеть, мягко говоря, нескладной. Особенно этим страдают собаки с гипертрофированными статями (как сейчас многие любят) – очень длинными голенями, или излишне выраженным форбрустом, или очень длинной и тонкой шеей. В собаке все должно быть гармонично, пусть не идеально. И этот баланс строения прочно связан с двумя другими подкатегориями – баланс статики и баланс динамики. Без них даже самая анатомичная собака будет выглядеть развалюхой.

«Баланс статики» — проще говоря, как собака встает в свободную стойку. Очень важный аспект для хендлеров – какой бы неидеальной собака бы не была, собака, имеющая прочный баланс статики чаще всего становится звездой ринга и работать с ней сплошное удовольствие.
Поясню, что же это такое. Многие владельцы замечают, как на прогулке их собака, завидев кошку или птичку, встает в напряженную стойку. Прямо хоть картину пиши. В идеале, именно этого мы стараемся добиться от собаки в стойке выставочной. Т.е. стойка – это воплощение породных черт собаки, эдакая стадия паузы при переходе в движении. Т.е. вот-вот и собака сорвется в динамику. Конечно, любая стойка должна соответствовать породе. Для меня стойка – это воплощение именно темперамента и «принадлежности» собаки – стойка сеттера – это нечто похожее на охотничью стойку на птиц – собака «растянута», напряжена, сосредоточена. Стойка лабрадора излучает добродушие, готовность весело сорваться за подбитой дичью, некую мощь тела, который окажется очень проворным в воде. Стойка добермана – это сгусток концентрированной энергии, настороженность, желание идти «напролом». Стойка пекинеса – расслабленная и вальяжная, как и сам этот меховой комок, полный собственного достоинства и никуда не спешащий. Ну не об этом. Вернемся к балансу.

Так вот мы хотим добиться того же, что видим на прогулке в редкие моменты, когда собака замирает на что-то интересное. И в большинстве своем, хозяин терпит фиаско) По двум причинам – неправильная мотивация и отсутствие у собаки баланса статики. Бывает такое, что вполне ладно сложенная собака в расслабленной позе или в попытке поставить ее в стойку, выглядит, мягко говоря, мешком с картошкой. Вроде все при ней – но глянешь стороны – обнять и плакать. А в другом случае, собака с таксебе анатомией, встает сама и глаз не отвести. Разница в том, что первая собака не имеет природного баланса, а вторая им обладает. Баланс статики зависит от некоторых факторов: физического состояния мышц, и умение собаки ими пользоваться, гибкости суставов и связок, чувства равновесия. Примерно как у людей – есть люди от природы гибкие и обладающие прекрасным равновесием, а есть коровы на льду (без обид, я сама из последних=). Очень легко можно это определить, посмотрев, как собака ведет себя на неровных, скользких и узких поверхностях. Умение работать нужными мышцами и иметь их – тоже немаловажно. Выставочная стойка собаки – положение не совсем естественное. Оно требует длительного напряжения и концентрации. Собака должны правильно прорабатывать спиной и поясницей, дабы поддержать всю свою конструкцию, а также уметь находить свой центр тяжести, и «балансировать» на нем благодаря нужным мышцам. Та же картина при постановке собаки в ручную стойку. Только в этом плане еще проще – у собаки есть пятая точка опоры – рука или ринговка. Но опять же, нужно правильно обучить собаку распределять свой вес, опираясь на все 5 точек, отрабатывая спиной и поясницей. Есть собаки, которые за секунду – раааз и встали как конфетки, правильно найдя все «точки». Я таких называю «собака-пластилин» — лепи что хочешь. А есть «собаки размазня», которых взял в руки, она «растеклась».

Баланс статики вполне себе легко нарабатывается руками и механикой – мелких на столе, крупных, например, на кирпичиках (на обычных кирпичах, не хеппи-легзах. Мое имхо, легзы – это вообще бестолковая штуковина). Как это делать рассказывать не буду – это тема диссертации и это делать надо уметь, без обид. Зато есть масса безобидных способов, которые идут в подспорье и которые можно тренировать любому человеку. Об этом в конце.

«Баланс динамики» — вот это самый интересный аспект работы. И самый сложный. Если в стойке можно практически из любой собаки слепить все, что угодно, то в движении эта «конструкция» грозит развалиться. Всем известно, что собаку нужно смотреть на рыси — все ее косяки вылезают, хотя в стойке она была конфеткой. Так что же такое баланс динамики. Да то же самое. Умение собаки держать равновесие на любой скорости рыси и шага (последнее тоже важно). То есть она одинаково ровно двигаться рысью неспешной и рысью прибавленной, не переходя в галоп, может увеличивать скорость и амплитуду рыси до приличных амплитуд. У меня есть две собаки – одна средняя, другая мелкая. Я люблю за ними наблюдать в свободной полете. У мелкой превосходный врожденный баланс, при всех ее недостатках она прекрасно двигается на любой поверхности (даже по голому льду или зыбкому песку), как говорят конники «спина не шелохнется». Она легко бежит легкой рысцой и так же непринужденно прибавляет так, что средняя собака уже переходит в галоп. И двигается на рыси она может сколь угодно долго, не сбиваясь. А вот средняя собачка при том, что сложена она гораздо лучше, именно корова на льду. Нет, рысью она двигается великолепно, с хорошей амплитудой, ногами отрабатывает – прямо загляденье, но стоит сменить темп, движения уже не те. Соответственно мелкая собака на прогулках передвигается почти всегда рысью, средняя – почти всегда галопирует. Так вот, баланс динамики также зависит от природного чувства равновесия, гибкости связок (в бОльшей степени) и от умения собаки правильно работать мышцами. При негнущихся суставах и связках собака красиво и стабильно двигаться не будет (попробуйте сесть на шпагат или закинуть ногу выше пояса, если вы не занимаетесь гимнастикой – то это будет крайне сложно). При неумении сгибаться корпусом тоже. Про сгибание корпусом – по рингу собака двигается по кругу, чисто физически ей приходится делать небольшое сгибание в корпусе, чтобы этот круг завершить, а не почесать вперед. Если отсутствует это умение, собака будет плохо двигаться по окружности, особенно маленькой, потому что ей придется перераспределять свой вес и баланс на то, чтобы вписаться в заявленные рамки. Конники особенно хорошо это поймут – у лошадей этот момент сгибаний прорабатывается особенно тщательно, у собак отчего-то нет. И конечно, физическая форма, при движении, собака использует определенные мышцы и группы мышц, если они плохо развитые, особенно, это относится к мышцам спины, поясницы и тазового пояса, то держать свое тело и передвигать его в пространстве ей будет сложно, и собака компенсирует это различными способами – горбит поясницу, укорачивает шаг, бочит.
Опять-таки, баланс динамики можно наработать механикой и упражнениями. В мЕньшей степени, но можно. Особенно, когда у собаки есть задатки для этого, и неплохой «механизм», но не хватает возможностей.

Теперь об упражнениях. Может показаться странным, но самыми идеальными занятиями для этого станет цирковая дрессировка или фристайл. Да-да. Все просто. Почему? Потому что эти трюки развивают собаку в комплексе, заставляют работать те мышцы, которыми она «редко пользуется», учит гибкости. Кроме того, налаживается контакт с владельцем, концентрация, и это отличный способ расслабить собаку. Если будет у меня возможность и «удобные» клиенты, сниму еще и видео. Сами клиенты, к слову, с которыми мы работаем по этой методике, также могут отписаться о результатах работы.

Об упражнениях:
— «Зайка» — маст хев любой выставочной собаки. Идеальное упражнение на баланс. Собака сидит на «попе», держит свой корпус только мышцами спины – именно теми, которые работают на рыси. Хорошо сбалансированная собака может просидеть в зайке долго. А еще, это способ расслабить собаку в ринге – стоит она в стойке, напряжена – потом раз и в зайку, и эксперты, кстати, очень любят заек))))
— Вольты, круги, «обойди» — совершенно любые вариации сгибаний собаки вдоль своего корпуса или чего-то. Тоже маст хев. Учить просто. Хоть собака вокруг себя крутится (важно, что в обе стороны одинаково), хоть ваши ноги или столбы обходит – а лучше и то, и то. Змейки, восьмерки, слаломы — в эту же степь.
— Серпанитины. Тоже сгибание, но уже в динамике. Как мы тренируем собачек, в основном? Бегаем по рингу час и ставим в стойку. Да? У собаки быстро нарабатывается мышечный стереотип однобокого сгибания. Особенно, если занятия в одном зале по единому диаметру. Отставить! Теперь в течение занятия мы выполняем серпантины – опять же от конников. Двигаемся змейкой по всему периметру зала. Собака учится быстро менять положение тела и гнуться во всех направлениях.
— Перемены направления – тоже самое. Не надо бегать по одной траектории все занятия. Меняйте направления – против часовой, по часовой, резко, быстро, с медленными поворотами. Переводите собаку с правой стороны (могу поспорить, она сначала прифигеет – опять же стереотип выработался) и также меняйте направление. К слову, это повысить концентрацию собаки в движении, потому что кто ж знает этого безумного хозяина – что стрельнет ему в голову и куда он повернет. И старайтесь все повороты мягко обозначать ринговкой – почти незаметно сдвигая руку в сторону поворота – через пару занятий вы получите собаку, которая идеально слушает малейшие движения руки.
— Ползанье. Опять – простор для фантазии. Хотите, под вашей ногой пусть проползает, просто так. Мышцы спины – привет вам опять)) А еще отлично развивается мышцы тазового и плечевого пояса. Конфетка, а не упражнение!
— Прыжки. Безопороные. Тут все ясно как божий день. Работа спиной, поясницей, шеей. Собака в восторге))
— Прыжки опорные. Если видели когда-нибудь, как собака преодолевает глухой забор? Прыгает – цепляется, подтягивается. Вот это подтягивание нам и нужно. Это можно изобразить и на столе, но только под присмотром специалиста. А так – пусть собака карабкается – хоть на диван, хоть на забор. Идеально для плечевого пояса. Только страховать кровиночку не забывайте и не увлекайтесь.
— Беговая дорожка. Мое личное мнение – довольная бестолковая штука. Точнее, не универсальная. Т.е. по факту «поправить» ей что-то сложно, а вот наработать стабильность – да, именно на дорожке собака бежит с одной скоростью, тем самым «закрепляя» мышцы те, которые ей нужны при движении по твердой плоскости. Закрепить то, что ненужно тоже, кстати, легко – поэтому это дело лучше проводить под присмотром опытного тренера.
— Хождение по бордюрам, бумам, сидение на табуретке — в общем, все, что узко и шатается. Соблюдать технику безопасности и страховать собаку – ОБЯЗАТЕЛЬНО! Собака на балансирах (хоть на подручных, хоть на фитнес тренажерах) учится находить ту точку, в которой она удержит себя на шаткой поверхности – т.е. грамотно распределять вес. Эти упражнения дают отличный эффект и заметный почти сразу.
— Гимнастика и массаж – упражнения на гибкость и растяжку – пилатес, хотите)) Поклоны, потягушки. Эффективнее всего «ручная» гимнастика, но опять же только со специалистом. Можно научить собаку ставить передние лапы на стену и делать «потягушки» или на вас))) Если это что-то ростом меньше волкодава)) Медленные повороты головы в бок, вниз, назад. Опять же – не увлекайтесь и соблюдайте осторожность, иначе рискуете получить растяжение. Ну массаж – после всех ваших экспериментов, призван расслабить собаку и дать ее мышцам нужный тонус, избегая забивания их «камнями» и образования защемлений
Есть еще тысяча и один способ наработки баланса у собаки – именно того, что позволяет в ринге ей выглядеть превосходно. Это относится к фитнес подготовке, выпоняется на тренажерах и в домашних условиях, и в руках. Но о них можно написать диссертацию, и более того, многие из них должны применяться только специалистом или под его присмотром. Смотрите на свою собаку, находите в ней гармонию и создавайте эту гармонию. Тогда хендлинг и ринг вам и вашей собаке будет только в радость)

Ольга Лашкова (хэндлер)

This site is protected by wp-copyrightpro.com